Autor: Дарья Останина
Латинскую Америку невозможно представить без национальной музыки и танцев. Как известных и любимых во всем мире, так и тех, о которых за пределами их родины услышишь не часто.
Латиноамериканцы гордятся своим культурным наследием и живут танцами — с удовольствием танцуют на сельских и городских праздниках, устраивают концерты и танцевальные соревнования. В то время, как весь мир следит за выступлением пар на конкурсах по спортивным бальным танцам, чилийцы с замиранием сердца болеют за своих друзей на национальном конкурсе танцоров куэки, перуанцы – на конкурсе маринеры в Трухильо. Однако для того, чтобы оценить народные танцы, не обязательно родиться и вырасти в Латинской Америке. Зажигательные ритмы, яркие национальные костюмы и горящие глаза танцующих никого не оставят равнодушным!
Под влиянием коренных индейских традиций и завезенной европейцами культуры в Латинской Америке сложились различные музыкальные и танцевальные стили, которые отражают историю страны и ее национальный характер. Вот лишь некоторые из них:
Харабе Тапатио (Jarabe Tapatío), Мексика. Танец родился во время революции 1870 года в штате Халиско и олицетворяет собой национальное единство Мексики, так как включает в себя танцевальные стили различных регионов. Известен как «танец шляп», ведь мужчины танцуют его в традиционных сомбреро.
Кумбия (Cumbia), Колумбия. Зарождение кумбии относят к периоду, во время которого испанцы начали привозить в Колумбию рабов из Африки. Чтобы поддерживать в себе жажду жизни, африканцы при каждой возможности старались устроить себе небольшой праздник и повеселиться под аккомпанемент ударных инструментов. Европейцы дополнили музыкальное сопровождение, и теперь мы можем проследить эволюцию кумбии от парного танца, в котором мужчина, размахивая в воздухе шляпой, «завоевывает» женщину, а женщина, в свою очередь, соблазняет его, играя длинной многослойной юбкой, до современного – парного, сольного и группового. Интересно, что, по рассказам местных жителей, музыка кумбии была родоначальницей многих латиноамериканских стилей.
Хоропо (Joropo), Венесуэла. Хоропо является наиболее характерным из танцевальных стилей венесуэльских равнин (его музыкальная традиция является общей для равнин Венесуэлы и Колумбии). В танце используют вальсовые кружения, скользяще-шаркающие шаги, дробный перестук. Как и многие народные танцы латиноамериканских стран, хоропо представляет собой танец-ухаживаение, танец-игру между партнерами — между мужчиной и женщиной.
Маринера (Marinera), Перу. Точная история происхождения маринеры неизвестна. Однако до прихода испанцев в 1500-х годах перуанские танцы были только групповыми, мужчины и женщины не танцевали парами, и, следовательно, парная маринера может трактоваться как относительно современное направление. Перуанская маринера очень похожа на куэку (Сueca) – национальный танец Чили. До 1879 года из-за этого сходства он даже назывался «чилийским», однако название изменили в связи с обострением отношений между Чили и Перу. Перуанцы очень гордятся своим национальным танцем. Выступления в Трухильо – столице маринеры – являются действительно великолепным и знаменательным событием для всей страны.
Сueca (куэка), Чили. В 1979 году куэка была объявлена национальным танцем Чили. Этот изящный танец, так же, как и перуанская маринера, танцуется в парах, при этом танцоры держат в руках платок и двигаются по круговой траектории. Куэка исполняется во время национальных торжеств независимости.
К счастью для ценителей латиноамериканской культуры, некоторыми национальными танцами можно насладиться и вдали от их родины. Например, аргентинскую чакареру танцуют на милонгах, в том числе и в Санкт-Петербурге. За пределы Аргентины этот танец распространился благодаря популярности танго, и сейчас в некоторых танго-школах вводятся специальные курсы чакареры.
Народные танцы Латинской Америки с первого взгляда поражают весельем и зажигательными ритмами. Однако музыка может сопровождаться лиричным текстом. Понимание того, как мыслил автор музыки, помогает танцорам передать глубину танца и разделить эти чувства со зрителем. Единство музыки и движений позволяют и танцорам, и зрителям в полной мере погрузиться в танец и почувствовать себя частью великой латиноамериканской культуры.