Почему полезно изучать иностранные языки? Как это отражается на познавательных способностях человека? Чем отличается восприятие носителей языков с разным алфавитом и синтаксисом? На эти вопросы в интервью для нашего Блога ответил Давид Трехо, нейропсихолог из Мексики, выступавший в Центре ADELANTE с лекцией «Мозг и язык».
Расскажи немного о себе…
Меня зовут Давид Трехо, я работаю в Городской больнице Мехико (Hospital General de México) в отделе нейрохирургии. В этом отделе мы в основном работаем с пациентами, страдающими от эпилепсии, от болезни Паркинсона, то есть от неврологических заболеваний.
Я сам уже долгое время занимаюсь изучением нейропсихологиеских последствий нарушения работы головного мозга, которые отражаются на памяти, внимании и языке.
Каковы твои впечатления от лекции, которую ты прочитал в Центре ADELANTE?
Меня очень удивило то, какой интерес у непрофессионалов вызывает тема моих исследований. На лекцию пришли очень любознательные люди, у которых было много вопросов и которые были открыты для новых знаний.
Зачем нужно изучать язык с точки зрения нейропсихологии?
Во-первых, очень интересно изучать то, что происходит с нашим мозгом, когда мы обдумываем или произносим то или иное слово, когда мы читаем. Во-вторых, благодаря этим исследованиям возможно узнать, как можно предотвратить мозговые расстройства, влияющие на речь.
Какие существуют исследования относительно языка и мозговой активности?
На сегодняшний день есть множество исследований, посвященных различиям в языковых структурах. Например, известно, что мозг носителя китайского или японского языка, где нет букв, а есть только иероглифы, по-другому перерабатывает информацию на начальном этапе, нежели, например, носитель русского или испанского языка; мозг сначала воспринимает картинку, символ, а не буквы и слова, и уже потом появляется представление об объекте. Таким образом, результат один и тот же, но способ восприятия разный.
Полезно ли для мозга изучать иностранные языки?
Недавние сравнительные исследования группы людей, говорящих на двух языках, и группы, говорящей только на одном, показали, что у первой группы познавательные способности развиты гораздо больше, чем у второй. То есть мозг билингвального и монолингвального человека функционирует по-разному. Изучение языков развивает у человека другие, нелингвистические навыки, тренирует память, координацию, целостное восприятие объектов, умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
И в заключение…
Хочу сказать, что я был очень рад рассказать всем гостям о своих исследованиях. Я надеюсь на дальнейшие сотрудничество и жду новых интересных вопросов от моих слушателей!
Para saber más (y mejor):
Why bilinguals are smarter (artículo The New York Times):
http://www.nytimes.com/2012/03/18/opinion/sunday/the-benefits-of-bilingualism.html?_r=0
http://www.investigacionyciencia.es/mente-y-cerebro/numeros/2010/9/cerebros-bilinges-8348
http://educacionyeducadores.unisabana.edu.co/index.php/eye/article/view/1864/3200
Bases neurobiológicas del lenguaje
http://www.revneurol.com/sec/resumen.php?or=web&i=e&id=2002206
Sobre la memoria (Brenda Milner) (inglés):
http://www.youtube.com/watch?v=JliczINA__Y
El bilingüismo como factor de protección en el envejecimiento cognitivo (descarga gratuita en español):
http://www.neuropsicolatina.org/index.php/Neuropsicologia_Latinoamericana/article/view/4