Десятилетнего мальчика в спешке забирают из школы и, не заезжая домой за любимыми игрушками, увозят в загородный дом. Там мальчику наказывают следить за младшим братишкой, не отвечать на телефонные звонки, не выходить за ворота и, самое удивительное, просят придумать себе новое имя. Мальчику обидно за игрушки и за то, что он даже не попрощался с лучшим другом. Мальчику страшно, потому что мама слишком много курит, а коллега папы пропал без вести. Но он мальчик. Ему десять. И он обожает комиксы, подшучивает над бабушкой, хочет стать великим «эскапистом», как Гарри Гудини, и мечтает обыграть папу в настольную игру TEG. Знает ли ребенок, что он и его близкие находятся в опасности? Он чувствует, что там, во взрослом мире, в Буэнос-Айресе, происходит что-то очень плохое. Но пока мама смеется, а папа обнимает маму, он самый счастливый мальчик во всем регионе Ла-Платы…
Хорошую книгу и хороший фильм, снятый по книге, сравнивать нельзя. Пускай сюжет один, и даже диалоги могут повторяться, это отдельные, самостоятельные произведения, две разные истории. История, которую нам рассказывает Марсело Фигерас-писатель – мысли, впечатления и эмоции мальчика, от чьего лица ведется повествование. История Фигераса-сценариста (автор романа написал сценарий для экранизации) и режиссера фильма Марсело Пинейро – история целой семьи. И если книгу часто относят к юношеской литературе, то фильм «Камчатка» – драма, пожалуй, слишком тяжелая для детского зрителя. Но в обоих произведениях, через искусно подобранные слова в книге, через пронзительную игру актеров и превосходный саундтрек в фильме, авторам удается передать беззащитность одной семьи перед властью диктатуры и вместе с тем непобедимую силу любви, противостоящую всем бедам на свете.
Книга «Камчатка» переведена на русский язык, фильм тем более можно найти в русском переводе. Но только оригинальные произведения позволят насладиться «детским» и «аргентинским» испанским. Любопытные аргентинизмы, нежные и чудаковатые прозвища, особый акцент – воздушный, с придыханием – особое удовольствие, доступное всем, кто владеет испанским языком. Однозначного правила «сначала книга, потом – экранизация» не существует, но есть некая радость в том, как желтый старенький Ситроен семьи Висенте в фильме вдруг оказывается ровно таким же, как ты его рисовал в своем воображении.
Notas marginales:
Политический режим в Аргентине в 1976 году. 24 марта 1976 года в результате государственного переворота власть в Аргентине перешла к военной хунте под руководством Хорхе Рафаэля Виделы. В стране установился режим террора, была введена цензура, запрещены профсоюзы, вся власть находилась в руках военных. По разным данным за время правления Виделы пропало без вести от 9 000 до 30 000 человек. Родители Гарри подозревались в оппозиционных взглядах и были вынуждены скрываться.
TEG.Настольная стратегическая игра, выпущенная в Аргентине в 1976 г., полное название Plan Tactico y Estrategico de la Guerra. Цель игры – завоевать все области на карте, и именно Камчатка является местом финального противостояния в игре между Гарри и его отцом.
Los invasores. Американский сериал об инопланетных захватчиках, выходивший на экраны в 1967-1968 гг, пользовался большой популярностью в Аргентине. При смене паспортов отец Гарри взял себе имя главного героя сериала – Давида Висенте, чем очень повеселил детей.
В статье использованы материалы из следующих интернет-ресурсов:
http://www.cineismo.com/criticas/invasores-los.htm
http://es.wikipedia.org/wiki/Jorge_Rafael_Videla
http://www.mundoandino.com/Argentina/TEG-board-game
В среду, 27 февраля, в ADELANTE пройдет видео-встреча с Марсело Фигерасом, автором романа и сценаристом фильма, обаятельным писателем, журналистом и музыкантом. Гости встречи смогут задать автору любой интересующий их вопрос. Подробности здесь.
Регистрация по тел. 600-1880
Трейлер фильма «Камчатка»:
<3 Argentina
gracias, особенно за аудио